Система повышения квалификации педагогических работников (формальное и неформальное)

Описание:

В ГБПОУ «ЮУрГТК» разработана и реализуется структурно-функциональная модель управления системой повышения квалификации педагогического персонала ЮУрГТК.
Модель содержит три компонента: целеполагающий, организационно-содержательный и диагностико-результативный.

В структуру целеполагающего компонента входят социальный заказ, который находит отражение в требованиях профессионального стандарта педагогической деятельности, федеральных государственных образовательных стандартах (в части требований к условиям реализации образовательных программ подготовки специалистов среднего звена), а так же результаты изучение потребностей педагогических работников колледжа, а так же цели и задачи управленческой деятельности в рамках управления системой повышения квалификации педагогических работников.

Организационно-содержательный компонент представлен методологическими основаниями (системный и процессный подходы), принципами (в рамках выбранных подходов), содержанием, включающим в себя 2 блока: внешнее повышение квалификации и внутреннее (корпоративное) повышение квалификации, а так же этапами деятельности по совершенствованию управления системой повышения квалификации.

Диагностико-результативный компонент устанавливает критерии оценки результативности деятельности по совершенствованию управления системой повышения квалификации, среди которых основным является повышение результатов подготовки специалистов. В целях повышения качества образования колледж реализует различные инновационные проекты, в разработке и реализации которых задействовано значительное число педагогических работников. Участие в реализации таких проектов связано с повышением квалификации педагогических работников, развитием педагогической инициативы и творчества. Особая роль отводится проекту по выявлению и развитию одаренных студентов, так же направленному на повышение качества профессионального образования. Одним из критериев качества подготовки в рамках данного проекта является результативность участия студентов в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства, в Чемпионатах профессионального мастерства Ворлдскиллс Россия, в конкурсах проектов студентов. Достижение высоких результатов подготовки возможно только при условии высокой квалификации педагогического персонала колледжа.

Повышение квалификации организовано на внешнем и внутреннем (корпоративном) уровнях.

СХЕМА 1.1

Среди поставщиков образовательных услуг внешнего уровня необходимо выделить:

  • ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», предлагающий программы: профессиональной переподготовки как предметного так и педагогического направления, различных форм обучения, в т.ч. и очно-заочную с применением дистанционных образовательных технологий на базе колледжа; комплексные программы повышения квалификации с учетом специфики реализуемых циклов и направлений деятельности, различные виды стажировок для педагогических работников с использованием потенциала предприятий, общеобразовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
  • ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», предоставляющий колледжу уникальную возможность «доращивания» выпускников до уровня преподавателей и мастеров производственного обучения, развития опытных педагогических кадров в рамках программ магистратуры с возможностью организации практик и исследовательской деятельности под интересы и задачи колледжа;
  • Межрегиональные центры компетенций, реализующие остроактуальные программы повышения квалификации по проблемам разработки и реализации образовательных программ по новым ФГОС СПО, в том числе по специальностям и профессиям ТОП-50;
  • Академия союза «Молодые профессионалы Ворлдскилл Россия», реализующая остроактуальные программы по разработке и реализации образовательных программ в соответствии с требованиями международных стандартов в рамках компетенций WSR, по методике проведение региональных Чемпионатов Ворлдскиллс Россия с возможностью прохождение испытаний и получения сертификата эксперта, по методике подготовки, проведения и оценивания результатов демонстрационного экзамена с возможностью прохождение испытаний и получения сертификата на право оценки демоэкзамена по конкретной компетенции;
  • общество «Знание», предоставляющие услуги по программам переподготовки по «редким» для Челябинска и Челябинской области направлениям (например, Ландшафтное строительство или Архитектура).

Схема управления повышением квалификации (внешний уровень)

При планировании обучения преподавателей и мастеров производственного обучения максимально учитываются профессиональные интересы, проблемы и перспективы роста педагогического работника. Представленная колледжем возможность пройти обучения в Академии Союза Ворлдскиллс Россия, в Межрегиональном центре компетенций является хорошим стимулом профессионального роста преподавателя. Возможность обучения на базе колледжа, без отрыва или с частичным отрывом от производства, предоставляемая колледжем возможность участия в он-лайн семинарах, обучающих вебинарах так же повышают привлекательность обучения по дополнительным профессиональным программам. Среди способов мотивации и поддержки надо отметить направление на обучение в рамках целевого договора по программам высшего образования, особенно по программам магистратуры, а так же поддержка обучения в аспирантуре, работы над диссертационным исследованием.

В системе управления повышением квалификации в рамках внутреннего (корпоративного) повышения квалификации можно выделить три ступени.

СХЕМА 1.2

Первая ступень касается создания условий для максимального закрепления молодых или влившихся в коллектив педагогов, для эффективной адаптации к требованиям, режиму и традициям колледжа.

Суть второй ступени системы повышения квалификации – организация самообразования, внутрикорпоративного обучения педагогов, обмена педагогическим опытом в индивидуальной, групповой, коллективной формах; создание системы развития педагогической инициативы, творчества, профессионального мастерства.

Особого внимания заслуживают формы повышения квалификации данной ступени. По итогам анализа готовности педагогов колледжа к внедрению профессионального стандарта был разработаны и реализованы через колледжный центр переподготовки и повышения квалификации три дополнительных профессиональных программы повышения квалификации: Охрана труда в образовательном процессе; Технологии обучения лиц с ОВЗ, Технология проектного обучения.

Ежегодно в рамках научно-методической работы проводятся методические конкурсы, тематика и содержание конкурсов с целью обеспечения повышения квалификации педагогов-участников конкурса тщательно продумываются. Тематика конкурсов охватывает перспективные и актуальные направления развития профессионального образования.  Например, в 2016 году был поведен колледжный конкурс электронных учебно-методических комплексов, а начиная с 2017 года по 2021 – конкурс на лучший электронный образовательный ресурс (в рамках областного). Выбор данной темы обусловлен, во-первых актуальной проблемой разработки средств реализации электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; во-вторых, более 75% преподавателей колледжа успешно прошли обучение по программе повышения квалификации «ИКТ в процессе обучения: применение ЭУМК в процессе обучения студентов средствами АСУ на основе Moodle»; в-третьих, создан колледжный портал dom.sustec.ru, который предполагает широкое внедрение элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Данный конкурс дал ощутимый толчок к повышению активности преподавателей по решению актуальной задачи по внедрению системы электронного обучения и дистанционных технологий в практику подготовки специалистов среднего звена, особенно по заочной форме обучения.

В 2020 году прошел конкурс методических разработок он-лайн занятий, который завершился блестящими мастер-классами победителей и призеров.

Особого внимания заслуживают конкурсы профессионального педагогического мастерства «Преподаватель года» и «Самый классный классный».  Конкурсные задания формируются научно-методической службой и направлены на решение актуальных педагогических проблем, такие конкурсы способствуют повышению квалификации и педагогического мастерства не только участников, но и зрителей, так как являются демонстрацией педагогических находок, идей и достижений.

Другой формой повышения квалификации являются семинары, проводимые ежемесячно заместителем директора по научно-методической работе для председателей предметных (цикловых) комиссий. Вопросы, рассматриваемые на семинарах, являются актуальным, формы проведение семинаров разнообразны (в том числе диспуты, деловые игры, проблемные лекции и проч.). Далее, председатели предметных (цикловых) комиссий транслируют полученную информацию в свою комиссию.

Особая роль в повышении квалификации, выявлении, обобщении и распространении педагогического опыта отводится педагогическим научно-практических конференциям, которые в областном или городском формате проводятся н базе колледжа. Данные конференции позволяют более системно рассмотреть отдельные актуальные вопросы, обменяться педагогическими идеями, выявить зерна уникального педагогического опыта. По итогам конференций методической службой колледжа издается сборник материалов (тезисов, докладов) конференций, который  используется в работе с молодыми преподавателями.

Итогом совершенствования внутренней системы повышения квалификации персонала колледжа является 3 ступень – инновационная деятельность.

План обучения педагогических работников по программам ДПО на 2021-2022 учебный год

1.3 План ПК 2021-2022

Корпоративное повышение квалификации педагогов

Открыт прием заявок на корпоративное обучение по программам ДПО на 2021-2022 учебный год, заявки направляются на электронный адрес Doc@sustec.ru  методисту по проектам УМЦ Селезневой Юлии Валерьевне.

Участие в профессиональных, педагогических и методических конкурсах

ВНИМАНИЕ!!! Конкурс ЭОР 2021!!!

Приказ о проведении конкурса ЭОР-2021

Положение об областном конкурсе «Лучший ЭОР для ПОО» 2021

Публикации педагогов и руководителей

Публикации преподавателей и руководителей

Выступления педагогических и руководящих работников на областных, всероссийских и международных мероприятиях

1.6 Выступления преподавателей и руководителей